Некоммерческое Партнерство
«Новосибирская Ассоциация
Туристских Организаций»

630007, Новосибирск

Шевченко, 15/1

Тел.: +7 (383) 286-37-61

E-mail: nato@ckatt.ru

НАТО_ВАЖНО _по налогом_информация Минфина РФ

Уважаемые коллеги! По итогу обращения Правового Комитета НП НАТО в Министерство финансов РФ, касающегося вопроса  отнесения денежных средств, принадлежащих принципалу и поступивших агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, к доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности и общей сумме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов туристическими агентствами на упрощенной системе налогообложения, получен ответ.

Данный вопрос возник ввиду прецедентных проверок налоговой туркомпаний НП НАТО. Во вложении отправляю Вам обращение НП НАТО и ответ Минфина России.

Выражаем огромную благодарность Лукьяновой Елене Валерьевне (председатель Правового Комитета НП НАТО, директор ООО «Глобус-тур») и Хан Дарье (юрист ООО "Глобус-Тур")за проработку документа, проведена колоссальная работа, итогом которой и является данное разъяснения, которое позволит избежать дополнительной налоговой нагрузки нашим турфирмам.

 

 

15.05.2019

Исх. № 771

Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации

Министру финансов Российской Федерации

Силуанову А. Г.

 

 

Уважаемый Антон Германович!

 

Некоммерческое Партнерство «Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций» выражает Вам почтение. Просим Вас от лица туристического сообщества в поддержку предприятий малого бизнеса рассмотреть и дать разъяснения по следующим вопросам.

 

1. Согласно ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а именно пункта 3.4. указанного федерального закона в течение 2012 - 2018 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12, 14 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ (для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма), применимы следующие тарифы страховых взносов:

 

Наименование

2012 год

2013 - 2018 годы

Пенсионный фонд Российской Федерации

20,0 процента

20,0 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации

0,0 процента

0,0 процента

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,0 процента

0,0 процента.

 

При этом, как указывалось в части 1.1. статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со статьей 248 или статьей 346.15 НК РФ.

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ. С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй НК РФ.

Федеральным законом от 27.11.2017г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 6 статьи 427 НК РФ были внесены следующие изменения: согласно пп. в) п. 76 указанного федерального закона слова «от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности» заменить словами «в связи с осуществлением этого вида деятельности», второе предложение изложить в следующей редакции: «Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса.».

В настоящее время в полной версии согласно п. 6. ст. 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Федеральным законом от 27.11.2017г. № 335-ФЗ также установлено, что действие положений пунктов 5 - 7 статьи 427 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

 

2. Однако внесенные изменения в части суммирования доходов значительно ухудшают положение плательщиков страховых взносов - компаний, ведущих деятельность в сфере туризма в частности, так как до внесенных Федеральным законом от 27.11.2017г. № 335-ФЗ изменений доходы, указанные в статье 251 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

С учетом указанного, поправки, касающиеся суммирования доходов, обратной силы не имеют и не должны применяться по отношению к туристическим агентствам и прочим организациям, предоставляющим услуги в сфере туризма, до начала 2019 года (2018 год включен полностью в период предоставления льготы на применение пониженного тарифа страховых взносов).

Данная позиция нашла свое отражение в Письмах Министерства Финансов РФ: от 18 апреля 2018 г. № 03-15-06/25926; от 15.02.2018г. № 03-15-06/9293 за подписью Заместителя директора Департамента Р. А. Саакян:

1) «Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20 % при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей)».

2) «В связи с вышеизложенным, учитывая, что действие положений пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона № 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, эта норма никак не может ухудшить положение каких-либо плательщиков взносов и не может привести к утрате ими права на применение в 2017 году пониженных тарифов в связи с перерасчетом общего объема доходов и доходов от основного вида деятельности, а также к доплате страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов и к возникновению обязанности по представлению уточненных расчетов в налоговый орган».

Несмотря на данные разъяснения, со стороны налоговых органов массово направляются уведомления о необходимости представления уточненных расчетов (при учете суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ) в соответствии с п. 6. ст. 427 НК РФ, а также доплаты страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов.

 

3. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что фактически деятельность турагентств является низкомаржинальной, согласно заключенных агентских договоров с крупными туроператорами, авиакомпаниями, отелями и пр. (являющимися принципалами по заключенным агентским договорам) суммы, причитающиеся турагентам (их непосредственный доход) составляют не более 30-100 рублей с продажи авиабилета (вне зависимости от его стоимости), 3-5 % (агентское вознаграждение) от стоимости туристского продукта, туристской услуги. На денежные средства, принадлежащие принципалу, агенты (турагенты) не могут претендовать. Поступающие денежные средства за авиабилеты, туристские продукты, туристские услуги на счета агентов (турагентов) являются собственностью авиакомпаний, туроператоров, отелей и пр.  (лиц, оказывающих услуги), и по условиям заключенных договоров подлежат перечислению на их счета.

Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Также в соответствии с п. 2 ст. 975 ГК РФ доверитель обязан, если иное не предусмотрено договором: возмещать поверенному понесенные издержки; обеспечивать поверенного средствами, необходимыми для исполнения поручения.

Согласно Письма Министерства Финансов РФ от 1 апреля 2019 г. № 03-11-06/2/22193 за подписью Заместителя директора Департамента Р. А. Саакян:

 «Вместе с тем обращаем внимание, что на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 Гражданского кодекса установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 «Комиссия» Гражданского кодекса, если эти правила не противоречат положениям данной главы Гражданского кодекса или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение».

Тем не менее в настоящее время, как указывалось выше, от налоговых органов поступают требования о необходимости учета турагентами в полном объеме сумм, поступающих за реализацию туристских продуктов, туристских услуг, то есть отнесения дохода принципала (туроператоров, авиакомпаний, отелей и пр.) к доходу турагента, что является нарушением не только законодательства о налогах и сборах, но и гражданского законодательства в общем.

 

4. В связи с вышеизложенным, просим:

1. Дополнительно дать четкие разъяснения налоговым органам с целью недопущения самоуправства и соблюдения законодательства РФ о том, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, т.е. для туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20 % при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей);

1. Просим дать разъяснения налоговым органам о не включении денежных средств, поступающих агенту/турагенту (поверенному) от принципала (доверителя), необходимых для исполнения поручения, в сумму доходов при определении суммы доходов от основного вида деятельности, и о том, что у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение на основании 975, 996, 1005, 1011 ГК РФ, подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

 

 

 

 

 

Председатель Правления НП НАТО     

Член Общественного Совета при Ростуризме                                                        Д. В. Микитченко

 

 

____________________________________

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНФИН РОССИИ)

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение НП «Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций» от 15.05.2019 № 771 по вопросу отнесения денежных средств, принадлежащих принципалу и поступивших агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, к доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности и общей сумме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов туристическими агентствами на упрощенной системе налогообложения (далее УСН) и сообщает.

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, на период до 2018 года (включительно) был установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн. рублей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона № 335-ф3 от 27.11.2017 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 335-03) соответствующий вид экономической деятельности,

предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляла не менее 70 % в общем объеме доходов. Общий объем доходов определялся путем        

суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, а именно доходов, определяемых в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и доходов, поименованных в статье 251 Кодекса.

Вместе с тем главой 34 «Страховые взносы» Кодекса не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части общей суммы доходов за налоговый период и доходов от осуществления основного вида экономической деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения при применении УСН на основании главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса.

Таким образом, денежные средства, поступившие плательщику-агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, учитываются в доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности и в общей сумме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, принимая во внимание, что такой доход получен организацией при осуществлении основного вида экономической деятельности.

Обращаем внимание, что исходя из положений пунктов 2 и 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающие положение плательщиков страховых взносов обратной силы не имеют, а акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, учитывая, что действие положений пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона № ЗЭ5-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (в соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона № ЗЭ5-ФЗ), эта норма никак не может ухудшить положение каких-либо плательщиков взносов и не может привести к утрате ими права на применение в 2017 году пониженных тарифов в связи с перерасчетом общего объема доходов и доходов от основного вида деятельности, а также к доплате страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов и к возникновению обязанности по представлению уточненных расчетов в налоговый орган.


Количество просмотров документа: 96

Назад