II Сибирский Туристический форум_итоги и перспективы /Введенский И. В./
9-10 апреля 2019 г. в Новосибирске прошел II Сибирский Туристический форум, а в его рамках - выездное заседание Общественного Совета Ростуризма.
Итоги форума и выводы экспертного сообщества комментирует Иван Введенский, Председатель Комиссии по продвижению экспорта услуг и развитию въездного туризма Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму:
- От себя лично и от коллег по Общественному Совету выражаю благодарность организаторам форума: Министерству экономического развития Новосибирской области и лично министру Ольге Витальевне Молчановой, Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) и ее руководителю Дмитрию Владимировичу Микитченко. Форум организован и проведен на высоком уровне. Мы имели возможность увидеть полную картину состояния дел в сфере туристской отрасли региона. К участию были приглашены заинтересованные соседи из Красноярского края и республики Алтай, представители органов исполнительной власти в сфере туризма Сибирского федерального округа и руководители турбизнеса, объектов показа и размещения региона, представители региональных и федеральных профессиональных сообществ. Разговор состоялся откровенный, без прикрас. Говорили и о существующих проблемах, и о том, каковы перспективы их решения.
Одной из важнейших тем 2-х дней работы стало обсуждение совместного продвижения сибирских территорий под единым брендом «Сибирь». Считаю, что это логично, будет востребовано всеми сибирскими территориями и поможет им, сэкономив значительные средства, добиться максимально эффективного результата.
Мне особенно интересно было поучаствовать в форуме, потому что Новосибирская область в течение многих лет является одним из важных регионов развития российско-китайского туризма, а я около 20-ти лет активно занимаюсь именно этим направлением.
Во время проведения Круглого стола по вопросам развития въездного туризма из Китайской Народной Республики мы затронули ряд очень важных вопросов. Близость Сибири к Китаю, а также стабильный и значительный рост турпотоков из Китая в Россию дает возможность региону делать ставку именно на них при планировании шагов по реализации федерального проекта по экспорту туристических услуг. Напомню, что проектом предусмотрено увеличение доходов от туризма в 2024 году на 73% по сравнению с 2017-м годом.
Мы обсудили безвизовые групповые поездки, межправительственное соглашение по этому вопросу и то, какие требуется внести изменения в регламентные документы в ближайшее время. Конечно, не обошли стороной проблемы, с которыми сталкиваются российские профессионалы при приеме китайских организованных групп.
На некоторых, особо важных, проблемах хочу остановиться подробнее:
- Высокая стоимость авиасообщения между Новосибирском и городами КНР отводит поток китайских туристов от Новосибирской области в другие регионы и не способствует поездкам жителей региона в КНР. Основная причина – отсутствие конкуренции среди авиаперевозчиков. Сегодня эти рейсы выполняются преимущественно компанией S7. Мы решили предложить правительству Новосибирской области определить в качестве целевой задачи обеспечить разнообразие в авиаперевозке, совместно с Новосибирской ассоциацией туристских организаций (НАТО) провести переговоры с российскими и китайскими авиаперевозчиками с последующим обращением за поддержкой в Росавиацию;
- активность в регионе неофициальных организаторов обслуживания из числа граждан КНР, включая т.н. «гидов-переводчиков» снижает качество обслуживания, ухудшает положение тех официальных туроператоров, которые не сотрудничают с теневиками и снижает поступление средств в бюджет. У этой проблемы нет региональной специфики, она требует внесения изменений в федеральном законодательстве. Участники форума в заключительную резолюцию включили пункт: «В связи с тем, что Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» рассматривает в основном выездной туризм, а въездной туризм, по мнению экспертов, находится вне законодательного регулирования, предлагаем Минэкономразвития внести в указанный закон соответствующие изменения или разработать новый закон – с привлечением туристского сообщества;
- стоит также предложить Ростуризму усилить работу по линии имеющейся межведомственной комиссии по реализации межправсоглашения, наладить диалог с Минкультуры и туризма Китая по проблемам качества услуг для китайских туристов в России;
- органу управления туризмом Новосибирской области стоит организовать сбор, анализ и реагирование по имеющимся негативным фактам, потому что в настоящее время, кроме «рассказов очевидцев» из числа недовольных представителей туроператоров, никакой фактуры нет;
- не могу не обратить внимание Минэкономразвития России и Ростуризма на отсутствие методических рекомендаций по организации работы региональных межведомственных комиссий по реализации межправсоглашения.
В ходе обсуждения за круглым столом мы говорили также о том, что китайским туристам, прибывающим в регион, предлагается сейчас небольшое количество программ посещений. Не то чтобы объектов не хватает. Нет! Сибирь имеет огромный потенциал по линии оздоровительного и экотуризма, может предложить очень интересные программы знакомства с местной кухней, традициями, проложить исторические маршруты, организовать события (фестивали, праздники), которые захотят посетить жители Китая и других стран. Но туроператорам и местным локациям необходимо создать на основе имеющихся ресурсов привлекательные турпродукты. А затем всем этим проектам понадобится серьезная маркетинговая поддержка и финансирование работы по продвижению. Считаю, что подготовка методических рекомендаций и типовых разработок для региональных властей по формированию и продвижению региональных программ развития въездного туризма сейчас как никогда актуальна. Это задача Минэкономразвития и Ростуризма.
За круглым столом звучали также факты задержек прибывающих групп туристов в пунктах пропуска через государственную границу, возникающих при оформлении групп туроператорами из других регионов. Обычно это заканчивается наложением административных взысканий и вызывает явное недовольство туристов. Причина кроется в том, что процедура въезда – выезда очень неудобна и давно уже морально устарела. К тому же, методические рекомендации по порядку реализации межправсоглашений, принятые Ростуризмом и согласованные с Пограничной службой, практически не выполняются. Ростуризму стоит обратить на это внимание и усилить контроль по данному вопросу. И, конечно, необходимо ускорить работу по подписанию нового варианта межправсоглашения, ориентированного на электронный документооборот и работу по «программе пребывания» (туристическому маршруту).
И последнее, на чем я хотел бы сделать акцент – отсутствие статистических, аналитических и прогнозных данных по въездному туризму. Этот вопрос мы также обсудили за Круглым столом, пригласив к разговору представителей региональных вузов. НП «Мир без границ», членом Совета которого я являюсь, выступило с инициативой организовать проект по анализу и мониторингу китайского туризма в России. Большую заинтересованность и готовность принять в нем участие уже высказали некоторые российские вузы двух столиц и ряда других регионов. И я очень рад, что к ним пообещали присоединиться специалисты одного из новосибирских вузов. Преподаватели этих вузов готовят специалистов для туристической отрасли и понимают важность актуальной статистики для развития отрасли. Надеюсь, эту инициативу не оставят без внимания и окажут ей поддержку и Минэкономразвития, и Ростуризм.
Выражаю надежду, что мы обсудим эти вопросы с руководством Ростуризма, департамента туризма Минэкономразвития, Российского Экспортного Центра, а также с отраслевыми специалистами и экспертами на ближайшем расширенном заседании
Комиссии Общественного Совета Ростуризма по поддержке и развитию экспорта туристических услуг. И я очень надеюсь, что проблемы, поднятые в Новосибирске, найдут отклик среди профессионалов в Москве, а инициативы по устранению этих проблем будут поддержаны на федеральном уровне.
Количество просмотров документа: 1109